Осмысление феномена религии в рамках психоанализа

 В предвериях Нового 2014 Года хочется нас всех попросить обернуться на прошедшие события года.

Во многих семьях, я это слышу в моем кабинете от моих клиентов, есть традиция собираться всей семьей за столом и проговаривать случившееся за год.Это очень хорошая традиция. Сесть всем за чаем, вместе с детьми. И поделиться своими воспоминаниями, чувствами, успехами, неудачами и перейти к планам на будущее. Это важно, услышать каждого, вы увидите общую Матрицу Года вашей семьи. Постарайтесь не ставить оценку никому, подойдите к этому безоценочно! Просто послушайте друг друга, примите эту откровенность, и не поминайте в дальнейшем. Дайте каждому решать свои задачи самостоятельно. Если не можите поддержать, похвалить, то промолчите. Иногода, не мешать и есть поддержать!
Прощаясь с 2013 годом давайте вспомним всех, кто умер в этом году.
Остановимся на минуту.

Есть среди нас люди, которые заболели в этом году. И всем этим людям придется отстаивать свое право на жизнь. И пытаться понять, что же стотит за болезнью? Какая психологическая проблема. Всех вас я хочу поддержать, от всей души. Важно сейчас лечить тело, но не забывайте о душе. Подойдите комплексно к своему организму.
В память о проболевшей 7 лет девушке, я приведу введение из ее работы, которую она писала, обучаясь дистанционно психологии.
Осмысление феномена религии в рамках психоанализа
Автор Т.

Введение

Рано или поздно любой человек сталкивается со словом религия. Что вкладывает в него человек? Совокупность обрядов, скопление ценных правил, взгляд на жизнь… И с возрастом приходит много вопросов. А когда человек выбирает свою религию? В основном это часть воспитания, данность той страны и семьи где ты рожден. И выбираешь ли ты вообще? А может это уже часть тебя, часть семейных традиций, часть твоего воспитания. Зачастую для людей слово религия является синонимом слова вера. А вера то, что не требует доказательств, на то она и вера. Вера становится опорой в сложных жизненных ситуациях, когда здравый смысл уже опускает руки; вера дает ориентиры в жизни, дает направление к чему стремиться; вера является как бы каркасом, не позволяющим зайти за некие границы дозволенного, защищая тебя от себя самого; и наконец, вера в кого-то или что-то более сильное, чем ты сам, в ком можно найти защиту и долгожданное спокойствие, вера в справедливость и, конечно, в принятие и безусловную любовь. Чтобы ответить на вопрос, каково осмысление религии в рамках психоанализа, нужно рассмотреть взгляды на сущность религии крупнейших представителей этого направления.

Религия глазами З. Фрейда
Фрейд много сил и времени уделил осмыслению религиозной проблематики в своих работах. Он осознавал всю рискованность своего свободомыслия на эту столь важную и значимую тему для людей. Фрейд пытался раскрыть источники возникновения религии и причины ценности религиозных представлений с психоаналитической точки зрения. Первоначально сущность и происхождение религии рассматривались им в связи со сравнительным анализом неврозов навязчивости и отправлением верующими людьми религиозных обрядов. В работе «Навязчивые действия и религиозные обряды» (1907) он высказал мысль, что оба этих явления в скрытой форме включают в себя подавление бессознательных влечений человека. Как невротик бесконечно повторяет одно и то же действие, не зная при этом истинных причин, так религиозный человек с невротическим постоянством выполняет религиозные обряды и действия, боясь наказания или неизбежной какой-то для себя ситуации, если он остановится и не совершит обряд. Таким образом Фрейд предположил определить невроз, как индивидуальную религиозность, а религию, как общественный невроз. С психоаналитической точки зрения Фрейда, религия выступает как защитная мера человека против своих собственных бессознательных влечений. В религиозных верованиях они получают иносказательную форму удовлетворения, благодаря чему внутрипсихические конфликты личности, столкновения между сознанием и бессознательным утрачивают свою остроту. Религиозные обряды и ритуалы символизируют отречение человека от непосредственных чувственных удовольствий, чтобы затем приобрести умиротворение и блаженство в качестве воздаяния за воздержанность от плотских наслаждений. В основу психоаналитического понимания религии Фрейдом была положена способность человека к вытеснению, сублимированию бессознательных влечений, проецированию их вовне и символическому удовлетворению социально неприемлемых, запретных желаний. Другими словами, то что нельзя самому можно Богу или ради Бога. Прежде всего, он усматривает тесную связь между комплексом отца и верой в Бога. По его убеждению, наработки в сфере психоанализа показали, что личный Бог — не что иное, как возвеличенный отец. Кроме того, размышления о природе и сущности религии привели его к выдвижению идеи, согласно которой возникновение религиозности связано с длительной беспомощностью человека, от рождения нуждающегося в защите и покровительстве. И в этот период Фрейд высказал мысль о том, что религия как бы защищает верующего человека от невроза. И действительно, в любой религии человеку дают понять о невозможности достичь тех высот, что доступны Богу. Учат смирению и принятию своего несовершенства и непостижимости бытия. Конечно религия не может спасти всех людей от невротических проявлений, а так же может привести к массовым неврозам, таким как нетерпимое отношение к инаковерцам, одержимостью какой-либо религиозной идеей. В 1913 году вышла в свет книга Фрейда «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии», в которой он предпринял попытку осмысления с позиций психоанализа психологии народов. При осмыслении психологии первобытной культуры и религии Фрейд исходил из того, что психоаналитическое исследование с самого начала указывало на аналогии и сходства результатов его работ в области душевной жизни отдельного индивида с результатами исследования психологии народов. По мысли Фрейда, табу представляет собой древние запреты, извне наложенные на ту деятельность первобытных людей, к которой у них была большая склонность. Примитивные люди имели амбивалентное отношение к запретам табу. С одной стороны они хотели нарушить их, чтобы вновь испытать первоначальное наслаждение от своих действий, но в то же время боялись совершить это, поскольку их страх был сильнее наслаждения. В основе табу лежало воздержание. Рассматривая древние запреты, Фрейд пришел к выводу, что наиболее важные из них составляют два основных закона тотемизма, а именно не убивать животное, ставшее тотемом, и избегать полового общения с родственными по тотему представителями другого пола. Опираясь на представления Ч. Дарвина о первобытной орде, Р. Смита о происхождении жертвенных трапез и Дж. Аткинсона о циклопической семье, Фрейд предложил психоаналитическую гипотезу, объясняющую начало возникновения религии и культуры. Согласно этой гипотезе, в первобытной орде управлял жестокий и всемогущий праотец. Который обладал единоличной властью, насильственно подавлявший попытки его сыновей вмешаться в управление. Сыновья же обладали амбивалентными чувствами к отцу. С одно стороны они его боялись и ненавидели, а с другой любили и подражали. И однажды браться объединились и убили и съели своего праотца. Тем самым как бы став им, но и в то же время стали нести бремя вины. Они попали в такую психологическую ситуацию, когда под воздействием нежных чувств сами наложили запрет на то, чего так усиленно добивались раньше. В результате осуществления психологического сдвига сыновья на место отца поставили тотем, объявили недопустимым убийство этого тотема как заместителя отца и отказались от освободившихся женщин. Так из сознания вины сына перед отцом были созданы два основных табу тотемизма: запрет на убийство животного-тотема и запрещение инцеста. Последнее имело важное практическое значение, поскольку способствовало сохранению человеческой организации. Первое сопровождалось попыткой создания религии. Затем появилась заповедь «не убей», и создание бога по образу отца. В христианском учении человечество признается в преступном деянии доисторического времени, поскольку искупление его нашло свое отражение в жертвенной смерти сына. Наряду с отцом, сын стал богом, а потом и заменил его, в результате чего «религия сына» сменила «религию отца». Древняя тотемистическая трапеза ожила как причастие, в котором братья вкушают плоть и кровь сына, а не отца. Фрейд не отрицал того, что он сделал широкие обобщения и высказал неуверенность в своих исходных положениях и выводах что он сделал. Однако без подобной смелости в выдвижении гипотез, с которыми выступают исследователи, включая Фрейда, вряд ли возможен прогресс в наших знаниях. Фрейд считал религию иллюзией, что она характерна для детства человечества, с соответствующим детским неврозом- эдиповым комплексом. И взрослея, с точки зрения психоанализа, человечество должно естественным образом перейти на новую стадию развития, где религию заменит культура.

К. Юнг
Свои взгляды на религию К. Юнг аргументировал результатам исследования художественных образов, религиозных обрядов и ритуалов, мифов, символов. Религия, по мнению Юнга, является одним из самых ранних и универсальных видов деятельности человеческого ума. Она является не только социологическим или историческим феноменом, но и также имеет личностную значимость для огромного числа индивидов. Юнг, под понятием религия понимал динамическое состояние или действие, вызванное непроизвольным актом воли, которое охватывает человека и ставит под свой контроль. И человек в этой ситуации скорее жертва, чем творец. По К.Юнгу для религиозного опыта характерно особое чувство подчинение высшей силе. Для психоаналитика, как эта сила будет называться, Бог или бессознательное, значения не имеет. Все вероучения и церемонии существуют с единственной целью — защитить от опасного и неожиданного, таящегося в бессознательном. В этом же аспекте он сравнивал науку с религией. Что многие современные люди слепо верят во все, к чему прикреплен ярлык науки. И этот научное успокаивает точно так же как и религиозный образ. Но с точки зрения психологии, Юнг считал что наука сама по себе имеет меньшую ценность, нежели религиозный догмат. И это он объясняет тем что научная теория в высшей степени абстрактна и совершенно рациональна, в то время как догмат выражает нечто иррациональное. Иррациональный факт, каковым является и психика, куда лучше передается в образной форме. Догмат обязан своему существованию с одной стороны «откровениям», а с другой размышлению многих умов которое не прекращается на протяжении веков. Юнг сравнивал Догмат со сновидением, который отражает спонтанную и автономную деятельность объективной психики, бессознательного. Такой опыт бессознательного представляет собой значительно более эффективное средство защиты от непосредственного опыта, нежели научная теория, которая не принимает во внимание эмоциональную значимость опыта. Напротив, догмат в этом отношении необычайно выразителен. На место одной научной теории приходит другая, догмат же неизменен веками.

Э. Фромм
Под религией Фромм понимал любую систему мышления и действия, которая позволяет человеку осмысленно жить и служить своим идеалам. Он говорил о том, что нет на свете человека, который не имел бы религиозной потребности — потребности в системе ориентиров и объекте служения. И не важно чему будет поклоняться человек: идолам или деревьям, золоту или святым образам. Что главное это то, что его религия может нести разрушительное начало или любовь, может содействовать его разуму или же приводить разум в состояние паралича. Фромм считал, что психологу интересно выяснить не только психологические корни религии, но и ее ценность. Работая с пациентами, психоаналитик наблюдает за мыслями и чувствами другой личности, изучая неврозы, он изучает религию пациента. Фрейд в религии коллективный детский невроз, а вот Фромм как раз в неврозе увидел личную форму религии. Если у человека нет близкой к истине картины мира и представления о своем месте в нем, то он создаст себе иллюзорную картину и будет цепляться за нее, так же как и религиозный человек в свои догматы. Он считал, что в современном человеке скрыто множество примитивных форм религий, что многие из них называются неврозами, но им можно было вполне дать и такие имена как тотемизм, фетишизм и т.д. Что мощный коллективной формой идолопоклонничества выступает поклонение успеху, власти и силе. Фромм считал, что трагедия всех религий заключается в извращении принципа свободы. Что религиозные организации занимают место семьи, племени и государства. Связывают человека, и тот уже не столько поклоняется Богу, сколько группе, которая претендует говорить от его имени. Фромм много времени посветил размышлениям о любви, и в аспекте религии тоже. Во многих религия есть такая заповедь о любви ближнего, которая является основополагающей, с небольшими интерпретациями. И он размышляет, если большинству людей, любить кажется так просто, почему же тогда вообще в религии нам это заповедуют. И что есть любовь? Зависимость, господство, подчинение… Люди поему то считаю что любить просто, а вот быть любимым очень трудно. И Фромм приходит к выводу что на что бы не жаловался бы невротик, что все это проистекает из его неспособности любить.

Заключение
Человеческой душой профессионально занимаются две категории специалистов духовенство и психоаналитики. На исповеди представитель духовенства выступает посредником между человеком и Богом. На приеме же аналитик один на один с пациентом и ему необходимо установление доверительных отношений. Независимо от мировоззренческой ориентации того или иного пациента, как и самого аналитика, полученный на аналитических сессиях материала заведомо предполагает вторжение в религиозную проблематику. Ведь обсуждение таких вопросов, как возникновение чувства вины, тирания совести, карающие функции Сверх-Я, невротический страх, тесно связано с религиозными сюжетами или, точнее говоря, непосредственно входит в сферу религии. И при работе с пациентами страдающими неврозами навязчивых состояний, аналитик сталкивается с разнообразными суевериями и мистическими суждениями, что является защитным механизмом. В связи с этим рассуждения о происхождении религии и ее роли в жизни человека так близко психоанализу. Объяснения известных представителей психоанализа различны, но все же есть и общая нить, что в религии есть защитные механизмы и человеку необходима карта мира. И в самом деле, если религия — иллюзия, и разоблачив ее, не лишаться ли люди единственного утешения, которое они находят в религиозных учениях, не потеряют ли ориентиры, веками выстроенные ценности и ограничения? Не приведет ли подрыв авторитета религии к вседозволенности и саморазрушению? А что встанет на место тех ценностей и заповедей? Как говорится «свято место пусто не бывает».


Литература

  • 1. Руткевич А. М. Психоанализ и религия. — М., 1987.
  • 2. Фрейд З. Навязчивые действия и религиозные обряды // Зигмунд Фрейд и психоанализ в России. — М.; Воронеж, 2000.
  • З. Фрейд З. Тотем и табу // Остроумие и его отношение к бессознательному. Страх. Тотем и табу. — Минск, 1997.
  • 4. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Психоанализ. Религия. Культура. — М., 1992.
  • 5. Фрейд З. Одержимость дьяволом. Паранойя // Собр. соч.: В 26 т. — СПб., 2006. Т.З.
  • 6. Юнг К.Г. Психологические типы. — М., 1924
  • 7. Фромм Э. Психоанализ и религия. — М., 1993.
     

back

Записаться
на консультацию

Услуги

Индивидуальные консультации

Как проходит индивидуальная консультация психолога? Вы мне звоните, или пишите, и мы с вами договариваемся о встрече в моем кабинете. Мы выбираем удобное для нас с вами время, договариваемся сообщить друг другу, что перезвоним, если что-то изменится у нас в расписаниях. Я так подробно пишу, потому что знаю, как это не просто впервые пойти к психоаналитику, или психологу.

Консультирование on-line

Это возможность получить для себя психологическую помощь, необходимую психотерапию по скайпу. При включенной либо отключенной видеокамере.

Групповая терапия

Группанализ — форма консультирования, при которой специально созданная группа людей регулярно встречается под руководством группаналитика для разрешения внутренних конфликтов.

Супервизия

Супервизия - это форма взаимодействия коллег, для профессионального становления и развития психолога/психоаналитика, которая сочетает в себе три задачи - обучающую, консультационную и поддерживающую.

Бизнес-коуч

В это предложение я вкладываю два способа взаимодействия с заказчиком.

Обучение психоанализу

Подробно и с возможность посмотреть жизнь нашего коллектива – Добро пожаловать в Новосибирский Институт Группового Анализа!