Приходят ли к психологу верующие люди?

– К вам, по-видимому, чаще приходят люди, которым не опереться на веру в бога, или приходят верующие?

– К вам, по-видимому, чаще приходят люди, которым не опереться на веру в бога, или приходят верующие? Считается ли это грехом?
– Батюшка не велит?
– Да, часто и батюшка. Это вообще распространенное в православной среде представление: психолог хорошему не научит, станет «отвращать от Бога». И правда, чем он может помочь, если «даже Бог мне не помог? Вот я молюсь, исповедуюсь, причащаюсь, а уныние (гневливость, блудные мысли, желание смерти и т.д.) меня не оставляет?». А кто-то, не найдя решения своих проблем в Церкви, и пошел бы к психологу, да нет денег, ведь услуги эти платные и недешевые.
– И все же эти опасения понятны, разные бывают психологи, и к разному они ведут, иногда довольно странными путями, техниками, нет?
– Да. И все же это не значит, что психолог опасен. Есть и верующие психологи, которые тоже «под Богом ходят» и стараются соотносить свою работу с заповедями Божьими.
И все же, когда совсем плохо, даже православные люди до психолога доходят. В большинстве своем это, конечно, женщины (мужчины вообще реже обращаются к психологам). Люди верующие — обычные люди разной степени воцерковленности — думающие, понимающие, что психолог такой же профессионал в своей области, как и врач-кардиолог, гинеколог, юрист — в своей. Многие из них честно пытались решать свои проблемы исключительно «духовными средствами» — молясь, исповедуясь, причащаясь, но ситуация не менялась, а терпеть сил больше не было.
– Странно, а как же «вера твоя спасла тебя»? Как вера может не спасти, молитва не сохранить?
– И спасает, и меняет — примеров тому нет числа, но слишком часто люди оказываются заложниками своих искаженных представлений о той же вере, о православии. И годами живут в плену своих, так называемых, православных взглядов, в которых от православия, от христианства не осталось почти ничего.
Происходит это обычно, когда к Евангелию или мыслям святых отцов примешивается нечто, что совершенно искажает их суть. Как в задачке с шестью спичками, из которых нужно выложить четыре треугольника. Не пробовали? Задача не решается, если пытаться построить треугольники на плоскости. А в трехмерном пространстве решение находится сразу же — трехгранная пирамида. Такого ограничения — строить в плоскости — в условии задачи не содержится, человек так ее понял, привнес в нее это условие сам. И сделал задачу безнадежной, неразрешимой.
Такая «отсебятина» или шаблон, есть во взглядах любого человека. Но, именно «православные» очень сопротивляются попыткам изменить взгляды, которыми они руководствуются в своей жизни, пересмотреть, подвергнуть анализу, найти в них ту самую ложку дегтя, которая, как известно, бочку меда портит. Считая свои взгляды и убеждения христианскими, то есть истинными, они блокируют саму возможность увидеть эти невольные, бессознательные искажения истин, ведь они освящены, в их глазах, авторитетом Церкви.
– Например? Какие это взгляды и убеждения?
– Например, «цель жизни христианина — спасение души». С чем тут спорить? Но вот выясняется, что спасаться — это значит, непременно терпеть и мучиться. Ведь если не мучаешься, не спасешься. Поэтому лучше я буду тайно ненавидеть своего мужа, мечтать по ночам «вот бы он умер, а я была бы честная вдова!» и все-таки жить с ним, потому что «развод — это грех».
Вряд ли это и есть спасительнее для души, чем честное признание себе самой: «Моя жизнь с мужем не была бы столь мучительной для меня, если бы я не терпела то-то и то-то, делая вид, что все «нормально», если бы я давала мужу возможность узнать, как на самом деле я к этому отношусь. Ведь вводя в заблуждение мужа, то есть, обманывая, понимаете, обманывая его, я вряд ли исполняю свой «христианский долг терпения». Но если признать, что «терпеть» ценой ненависти — это никак не добродетель, что некоторые вещи терпеть не нужно и для обоих вредно, тогда высвободятся силы для главного, для любви.

Или другая «истина» — о всепрощении. «Надо всё прощать!», — говорит такая «православная» жена, скрывая от мужа свои обиды и накапливая их. Прощать-то надо, но почему не сказать человеку, что он регулярно, не понимая этого, делает тебе больно? Ведь он может этого и не делать, если будет знать, как в действительности обстоят дела. В психологии это называется «давать обратную связь».
К чему на практике приводит такое «всепрощение»? К скрытой, затаенной ненависти к обидчику, потому что «прощать» и «скрывать обиду» — не одно и то же. Человек может без устали повторять: «Я не должен обижаться, я должен все прощать», не замечая, что к прощению это вовсе не приводит. Как говорят на Востоке, хоть сто раз скажи «халва», слаще во рту от этого не станет.
– Но увидеть все это в себе — ненависть, обман, искажения — действительно трудно. Как это вообще возможно?
– Как ни удивительно, увидеть себя без прикрас зачастую оказывается легче людям, не считающим себя верующими. «Православные» (в кавычках — потому, что до настоящего православия многим из нас еще далеко) слишком твердо уверены в своей правоте, в том, что их вера автоматически обеспечивает их системой правильных установок, форм поведения и совершенно защищает их от сомнений в себе. Поэтому с внутренней честностью именно у «православных», как ни странно, слабовато.

Хотя, казалось бы, спасение души требует именно такого, честного, внимательного взгляда на то, что в ней, в душе творится. Вот мы просим в молитве: «Даждь мне, Господи, видение грехов моих!», иначе, в чем мне каяться, что исправлять (с Божьей помощью) в себе, если внутреннее состояние своей души я не осознаю?
– Видеть себя, но этому собственно и исповедь учит. Но как этому научиться, ведь это, снова повторю, страшно сложно!
– Сложно, потому что укрыться за буквой, за формой гораздо проще. Агрессивный муж оправдывает свое разнузданное поведение заповедью «жена да убоится мужа своего». Чего на самом деле должна бояться жена? Огорчить своего мужа, потерять его любовь (здесь дело обстоит так же, как со «страхом Господним»). Но мужу удобно думать, что главное в этой заповеди, чтобы жена боялась, а это значит, что ее нужно устрашать.
«Православные» часто предпочитают закрывать глаза на то, как обстоят дела на самом деле, еще и потому, что задают себе слишком высокую планку, стараясь быть «преждевременно святыми», то есть вести себя с формальной точки зрения правильно, безупречно. Но сосредоточившись на внешнем благочестии, человек утрачивает доступ к своему внутреннему миру, перестает видеть движения своей души.
– Верно ли я понимаю, что и в этом состоит ваша работа, помочь человеку увидеть себя, свою душу?
– И в этом тоже. Смотря с чем человек приходит.
 

back

Записаться
на консультацию

Услуги

Индивидуальные консультации

Как проходит индивидуальная консультация психолога? Вы мне звоните, или пишите, и мы с вами договариваемся о встрече в моем кабинете. Мы выбираем удобное для нас с вами время, договариваемся сообщить друг другу, что перезвоним, если что-то изменится у нас в расписаниях. Я так подробно пишу, потому что знаю, как это не просто впервые пойти к психоаналитику, или психологу.

Консультирование on-line

Это возможность получить для себя психологическую помощь, необходимую психотерапию по скайпу. При включенной либо отключенной видеокамере.

Групповая терапия

Группанализ — форма консультирования, при которой специально созданная группа людей регулярно встречается под руководством группаналитика для разрешения внутренних конфликтов.

Супервизия

Супервизия - это форма взаимодействия коллег, для профессионального становления и развития психолога/психоаналитика, которая сочетает в себе три задачи - обучающую, консультационную и поддерживающую.

Бизнес-коуч

В это предложение я вкладываю два способа взаимодействия с заказчиком.

Обучение психоанализу

Подробно и с возможность посмотреть жизнь нашего коллектива – Добро пожаловать в Новосибирский Институт Группового Анализа!