Психоаналитик - это человек с фонариком в темной комнате подсознания

Вот уже 120 лет, как в мире существует слово «психоанализ». Но зачем он нужен, у большинства людей до сих пор весьма смутные представления. Так что разговор с ректором Восточно-Европейского Института психоанализа Михаилом Решетниковым ско¬рее напоминал ликбез: мы разбирались, что могут сделать его коллеги и от каких бед спасти человечество. Если оно, конечно, захочет...

Проблемы пациент решает сам


- Михаил Михайлович, любой скажет, что психоанализ - это Зигмунд Фрейд. Значит, хоть что-то люди об этом знают?
- В обществе восприятие психоанализа очень поверхностное. Многие понимают это как что-то связанное с человеком, кушеткой и психоаналитиком. Знают про сексуальность, хотя с ней связан всего один процент психоанализа. Что-то знают про эдипов комплекс, про оговорочки, про сновидения. Но это - достояние массовой культуры, на самом деле психоанализ намного шире. Тот же Фрейд написал 26 томов трудов, посвященных развитию общества, истории культуры, развитию архитектуры, живописи, политической жизни, массовых процессов, происходящих в обществе, психологии войны. Во все эти сферы уже давно имплантировался психоанализ.
 
- И все 120 лет его критикуют...
- И тем не менее психоанализ все же стал основой абсолютно всех современных методов психотерапии. А их не так много. До Фрейда основным был гипноз. Появились рациональная терапия, поведенческая терапия. Вот, собственно, и всё. Да, у них есть разные ответвления, но родоначальник один - психоанализ. Ведь Фрейд не только разработал метод, но и дал язык, на котором говорят все психоаналитики, все психотерапевты мира. Он был гениальный человек. Кстати, в этом году еще один юбилей: 160 лет самому Зигмунду Фрейду.
Когда его метод только появился, все, конечно, были в оппозиции. Но уже к 20-м годам прошлого века значительная часть психиатрии пошла по пути психоанализа. И шла бы по нему дальше, если бы в 50-х годах не появились таблетки для психики, не родилась бы психофармакология. Таблетки, в общем-то, ничего не лечат, они просто снижают накал эмоций, успокаивают человека, но не более того. Проблемы они не решают, потому что в психике действует лечение подобного подобным, и психические расстройства нужно лечить психическим воздействием.
 
- Тогда тем более объясните, чем занимается психоанализ? Изучает бессознательное?
- Фрейд объяснял задачу так: сделать бессознательное сознательным. Вот этим и занимается психоаналитик во время встречи с пациентом. Но за 120 лет многое из-менилось, и если раньше психоаналитик выступал в роли такого гуру: «Я решу ваши проблемы», то сейчас и проблема, и способ ее решения принадлежат пациенту. У меня может быть десять способов решения чьих-то проблем, а у человека будет одиннадцатый, качественно иной. И сегодня психоаналитик - это человек с фонариком, который бродит по темной комнате подсознания и говорит: «Я тут посвечу, а ты поищи, может, здесь есть какое-то решение? Или здесь?» Потому что люди плохо ориентируются в своем бес-сознательном.


 
Культурное спасение


-  Одно из главных открытий психоанализа - каждый человек живет в мире собственной психической реальности, которая отражает внешнюю реальность, но никогда с ней не совпадает. Я студентам пример привожу: Вот Ванечка обнимается с Машенькой и уверен, что она самая красивая девушка на свете. А вот попробуйте другого парня убедить, что его девушка хуже, потому что в его реальности самой красивой будет она. И когда человеку пытаются навязать другое мнение о его психической реальности, он начинает сопротивляться. Он обидится, и я стану врагом, потому что я врываюсь в его психическую реальность.
То же самое касается и политики. Когда человек имеет свои убеждения, например коммунистические, а я ему говорю, что коммунизм это плохо, я его оскорбляю, я пытаюсь разрушить его психическую реальность. Поэтому надо быть очень осторожным.
 
- С религиозными убеждениями то же самое получается?
- Разумеется.
 
- Но если у каждого в голове своя картина мира, как нам всем сосуществовать?
- А вот для этого существует культура, именно она налагает запреты. И главный постулат культуры: я не буду делать по отношению к тебе того-то и того-то при условии, что и ты не будешь поступать так же. Эти ограничения налагают на каждого человека определен-ные правила поведения. Поэтому чем меньше запретов, тем меньше культуры. Весь ХХ век - это снятие ограничений и запретов, это более откровенные одежды, высказывания, художественные произведения, фильмы и так далее. И культура оказалась на обочине цивилизации.
 
- Но сейчас все обижаются. За то, что сами по отношению к другим делают, не задумываясь: вы нас не оскорбляйте, а мы вас будем, потому что считаем вас уро-дами. Это же на каждом шагу!
- Это разрушение культуры. Причем и на межличностном уровне - мы стали агрессивнее, - и на межгосударственном, международном уровне. Фрейд ведь в чем еще был гениален - он сказал, что все психические феномены, которые мы наблюдаем в психопатологии, можно легко транслировать на целые нации и народы. Потому что вполне возможны массовые неврозы, психозы, охватывающие тысячи и даже миллионы людей.
Пример - Октябрьская революция. Большевики раскрепостили природную агрессивность человека, запрещенную культурой, и показали, куда ее можно направить: те, кто в шляпе и пенсне, а тем более если еще и на языке каком-то говорит, - это враги, их нужно уничтожать. И люди, которые были законопослушными православными христианами, тут же раскрепостили свою агрессию и направили ее против своих же соплеменников. А направить агрессию очень легко. Другой психоаналитик, Эрих Фромм, и ввел это понятие: «промывание мозгов». Это то, что мы видим сегодня во всем мире. Фромм же, кстати, придумал термин «общество потребления» и сказал, что это путь к вырождению. Потому что общество потребления интересует то, что можно употребить, а культуру употребить нельзя, к ней можно только приобщиться. Это не колбаса, не джинсы, не автомобили.


 
Мыслители кончились?


-Так что, к каждому человеку нужно приставить психоаналитика, чтобы исправить мир?
- Это задача не только психоаналитиков, а всего культурного сообщества. Единственный способ - просвещение. Мы ведь создали выдающуюся европейскую культуру, к которой Россия, безусловно, принадлежит. Но затем европейцы начали потихонечку путать культуру с техническим прогрессом, а его - с цивилизационным процессом. И слово «цивилизация» стало относиться почему-то только к европейской популяции. Но так ли это? Существуют другие страны, другие структуры повседневности, другие религии, традиции. И вовсе не обязательно требовать, чтобы все с завтрашнего дня стали демократами и стали ходить в галстуках и рубашках, выкликая: «Свобода, равенство, братство».
 
- Но как просвещать таких разных людей? Они будут сопротивляться, если им станут говорить о других ценностях.
- Просвещение никого не настраивает против других. Оно открывает глаза.
 
- Вот человек их открывает и видит, что он темен, некультурен. И начинает сопротивляться.
- Говорить, что он темен, нельзя, это спровоцирует агрессию. Человеку надо с детства прививать любовь к знанию, познанию, уважение к другой личности, другому мнению. А не говорить, что должно быть только так и так. Понимаете, за последние сто лет образование стало технократическим. Мы даже язык и литературу преподаем с помощью каких-то технократических схем. И получаем обезличенное поколение, которое умеет написать программу, подключить устройство, заказывать и покупать товар. Но без литературы, истории, языка исчезают смыслы.
В свое время психоаналитики первыми сказали, что самая большая проблема, с которой столкнется человечество, - это постепенное исчезновение смыслов. А люди не хотят жить без смысла, они хотят знать, зачем мы пришли в этот мир, что оставим детям, кроме колбасы, квартиры и машины.
Проблема смыслов - это то, с чем к нам приходят пациенты чаще всего. Да, они идут с семейными проблемами, родительско-детскими, любовными, служебными конфликтами, сексуальными конфликтами, но проблема смыслов практически у каждого второго! А смыслы - и психоаналитики об этом тоже много писали - не находятся, они привносятся в жизнь выдающимися мыслителями. А последним таким я вынужден признать Карла Маркса, хотя я не марксист.
Потому что после него появилась новая тенденция, которую никто, кроме опять же психоаналитиков, не заметил. Если прежде Руссо, Дидро, Маркс, Энгельс не занимали никаких постов в государстве, но люди воспринимали их идеи и строили по ним обще-ственную жизнь, то с середины ХХ века вдруг оказалось, что право предлагать новые идеи и векторы развития принадлежит исключительно первым лицам государств. Но они-то мыслителями быть не обязаны! Это очень плохая тенденция. Нужно мыслить столетиями, а не очередными выборами.


 
Неоправданные надежды


- Велика ли роль психики в нашем таком рациональном, технократическом мире?
- Мы недавно обсуждали открытие американских ученых, выяснивших, что выдающиеся менеджеры ведущих компаний мира 80 процентов экономических решений принимают на эмоциональном уровне.
 
- Вы бы еще сказали, что во сне...
- Вполне возможно. Человек вообще действует преимущественно эмоционально. Мир живет в вакууме, где мало мыслей, мало рационального.
 
- Так, может, и хорошо, что люди живут эмоциями? Хотя бы ярко.
- Если бы эта эмоциональность проявлялась на уровне дубинки или стрелы, в крайнем случае сабли, - это еще ничего. Но сейчас это может привести к гибели сотен, а то и сотен тысяч людей - вспомните немецкого пилота (имеется в виду случай, произошедший год назад, когда пилот сознательно направил аэробус А320 в гору, убив 150 человек). Человек принимает решения в один миг. Раз - и всё.
 
- Но почему люди так делают?
-  Профессор Джеймс Фокс говорил: современный мир не оправдывает надежды людей, в нем проповедуются одни принципы, а реализуются другие. Все больше людей, будучи обиженными на мир, стоят перед выбором: суицид или расстрел.
 
- Мрачно как-то.
-  Фрейд писал, что миром правят эмоции и агрессивность.
 
- Это точно, агрессии сейчас много.
- А она - следствие того, что государство не выполняет свою функцию: оно не защищает от обидчика. Человек должен быть уверен, что его обидчика накажут, но этого не происходит, и тогда появляются «ворошиловские стрелки», которые вызывают у населе-ния симпатию.
 
- Есть некоторые слои, которых государство все же защищает. Это хорошо или плохо? Хоть кого-то защищают - лучше, чем никого. Или хуже?
- Когда закон действует избирательно - это очень плохо, появляется категория «более равных». И это тоже причина агрессии.
 

Надо чаще встречаться


- Вот и выходит, что надо каждого человека к психоаналитику на кушеточку класть, чтобы на людей не бросался.
- Бесполезно. Человек, который испытывает агрессию, не хочет ее гасить. Агрессия - как голод, она должна быть удовлетворена. И, реализуя свою агрессию, человек испытывает удовольствие. Так что нужно бороться не с самой агрессией, а с ее причинами. Поэтому я о них вам и рассказываю. Это же важнейшая часть психоанализа - поиск причин проблемы.
 
- Еще бы решение нашли. А то получается, что будущего нет. Грустно как-то.
- Будущее есть всегда. Природа не терпит пустоты. Мы сейчас живем в духовном вакууме. Обязательно в нем что-то должно появиться и ярко загореться. Сначала потихоньку меняется мораль, потом появляются Томас Манн, Томмазо Кампанелла, Дидро, Руссо, а за ними - реальные аналитики.
 
- И Кафка.
- Да, и Кафка, почему нет? Позитив уже появляется. В 90-е годы мы утрачивали горизонтальные связи, даже между родственниками. А сейчас связи восстанавливаются - мы стали снова встречаться с одноклассниками, сокурсниками, с родными. Вспоминаем, что надо помочь другу, позвонить брату. Мы это характеризуем как самоорганизацию общества. Мы осознали, что мы в одной лодке, что надо держаться вместе.
И как ни относись к внешнеполитическим событиям, мы сейчас немножко приподняли чувство гордости, а возрождаться можно только гордым. Нельзя возрождаться, стоя на коленях. Главное - следить, чтобы эта гордость не завела не туда.
 
Беседовал Александр Горелик
 

back

Записаться
на консультацию

Услуги

Индивидуальные консультации

Как проходит индивидуальная консультация психолога? Вы мне звоните, или пишите, и мы с вами договариваемся о встрече в моем кабинете. Мы выбираем удобное для нас с вами время, договариваемся сообщить друг другу, что перезвоним, если что-то изменится у нас в расписаниях. Я так подробно пишу, потому что знаю, как это не просто впервые пойти к психоаналитику, или психологу.

Консультирование on-line

Это возможность получить для себя психологическую помощь, необходимую психотерапию по скайпу. При включенной либо отключенной видеокамере.

Групповая терапия

Группанализ — форма консультирования, при которой специально созданная группа людей регулярно встречается под руководством группаналитика для разрешения внутренних конфликтов.

Супервизия

Супервизия - это форма взаимодействия коллег, для профессионального становления и развития психолога/психоаналитика, которая сочетает в себе три задачи - обучающую, консультационную и поддерживающую.

Бизнес-коуч

В это предложение я вкладываю два способа взаимодействия с заказчиком.

Обучение психоанализу

Подробно и с возможность посмотреть жизнь нашего коллектива – Добро пожаловать в Новосибирский Институт Группового Анализа!