По ту сторону психоанализа

Виктор Мазин, психоаналитик

ПО ТУ СТОРОНУ НАУКИ И РЕЛИГИИ

Человек склонен мыслить так, как диктует ему культура. Иногда мысли навязываются, от них не отделаться, непонятно, откуда они вообще приходят. Иногда человек говорит совсем не то, что хочет. Иногда с пеной у рта отстаивает он какое-то мнение, не задумываясь почему.

Совершенное когда-то Фрейдом открытие в том и состояло, что бессознательное говорит и заставляет нас беспрекословно во что-то верить. Как говорит Лакан, все мы, так или иначе, раболепствуем дискурсу. Сегодня человек слепо верит в то, что диктует ему технонаука, так же как в недалеком прошлом верил в ведьм и бесов.

Психоанализ по своим идеям далек от религии, но еще дальше он от технонауки. Откуда и возникают сложности. Что делать с этим странным, психоаналитическим способом мыслить, что делать с идеей расщепленного субъекта и говорящего бессознательного? Три ответа на этот вопрос.

Во-первых, можно еще раз попытаться понять мысль Фрейда. Внимательного читателя ждет награда — новый безграничный мир, совсем не похожий ни на научный, ни на религиозный.

Во-вторых, есть техно-научно-капиталистический способ разобраться с психоанализом — его отбросить, выкинуть за пределы культуры, объявив неверифицируемым, ложным, устаревшим. Наука всегда стремилась быть объективной. Психоанализ же основан на той самой субъективной истине, от которой наука неизменно стремилась избавиться. Можно сказать, психоанализ работает с отбросами науки.

В-третьих, можно переписать психоанализ в научных терминах и превратить его в одну из областей психологии и психотерапии. Так случилось в США, где психоанализ изначально стали вписывать в медицинский дискурс, а затем убрали этого конкурента с рынка, заменив его адаптивными технологиями и фарминдустрией. В 1926 году Фрейд писал, что худшая судьба для психоанализа — оказаться в учебниках по психологии и психотерапии. Эта судьба — мягкая форма уничтожения не только психоанализа, но и самой идеи человеческого субъекта. Сам Фрейд при этом оказывается в средствах массовой информации по ту сторону психоанализа: он — психолог, невролог, психиатр. Как же ему не повезло?! Не пишут же, что Платон был агрономом, Маркс — зоологом, а Бехтерев — экономистом!

Еще одним эффектом невозможности вписать психоанализ ни в науку, ни в религию оказывается множество фантазий на его счет. В качестве примера можно привести по-настоящему потустороннюю книгу, вышедшую в 2010 году. Автора ее, а скорее коллектив авторов, зовут [Трушляков]; книга называется «Фрейд. Пикантные подробности». Из этой книги, конечно, ничего не узнать о психоанализе, зато так много о сегодняшней культуре! Фрейд в ней предстает гламурным персонажем — наркоманом, наркодельцом, педофилом, гомосексуалом, врачом, одержимым капиталистической жаждой наживы.

ПО ТУ СТОРОНУ НЕЗРИМОЙ ИДЕОЛОГИИ

В 1969 году Лакан строит теорию четырех дискурсов. Что такое дискурс? Для Лакана это — социальные узы, укорененные в языке. Место, которое субъект занимает в дискурсе, заставляет его верить и говорить так, как диктует ему идеология. В своей теории дискурсов Лакан предельно изощренно сводит две концепции бессознательного, Маркса и Фрейда. Он формулирует четыре возможные социальные позиции — господскую, университетскую, истерическую и психоаналитическую.

Психоаналитическая позиция противоположна господской, а вместе с ней и университетской, то есть научной. Лакан подчеркивает эту мысль и в названии своего семинара о дискурсах: «Изнанка психоанализа». Психоанализ — по ту сторону господского дискурса. Психоаналитик не занимает позицию знающего, эксперта, ученого. Он, как называет его Лакан, — субъект якобы знающий.

Психоаналитику никогда в голову не придет консультировать пациента, объясняя ему, что ему нужно делать со своей жизнью. Работа психоаналитика — поддерживать вопрошание субъекта, а не давать ответы. Кто наделил меня как психоаналитика правом решать, как жить другому человеку? Психоанализ — это бесконечная постановка вопросов, это жизнь в вопрошании. Здесь очевидно, психоанализ — по ту сторону науки, которая строится на утверждениях и поддержании позиции господина.

ПО ТУ СТОРОНУ НАСЛАЖДЕНИЯ

Неудивительно, что Лакан приходит к пониманию того, что психоанализ — это этика. Психоанализ — это отношения, в которых роль психоаналитика заключается в том, чтобы поддерживать желание и поиск истины субъекта, а не диктовать ему ответы.

Если сегодняшняя технонаучная культура строится на приказе «Ты должен наслаждаться!», то психоанализ призывает субъекта задаваться вопросом о своем месте в этой культуре и о своем желании. Наслаждение и желание в психоанализе — понятия противоположные. По сути дела ставка сегодня — само существование субъекта, от которого техно-научно-капиталистическая культура вместе с индустрией развлечений призывают забыться в наслаждении, по ту сторону принципа удовольствия, как сказал бы Фрейд.

Эти вопросы и стали ключевыми на четырехдневном конгрессе в Киеве «Политика счастья». Психоаналитики из Украины, Аргентины, Италии, Франции, Словении, России делились своими соображениями по поводу счастья и наслаждения. Можно сказать, что принципиальный вопрос психоанализа как этики сегодня это вопрос об отношении к наслаждению и политике наслаждения? Что делать с сегодняшним субъектом, страдающим от перверсивного наслаждения, от служения непристойному диктату? Что делать с тем, что субъект сегодня страдает в квадрате — от невозможности наслаждаться и от невозможности быть членом общества принудительного счастья. Кто сегодня станет петь песню Битлз «Я — лузер»? Кто хочет быть исключенным из общества? Наслаждение, к которому призывает сегодняшняя техно-научно-капиталистическая идеология, — кратчайший путь к смерти субъекта. Именно это и утверждает потусторонняя этой идеологии этика желания Лакана.
 

back

Записаться
на консультацию

Услуги

Индивидуальные консультации

Как проходит индивидуальная консультация психолога? Вы мне звоните, или пишите, и мы с вами договариваемся о встрече в моем кабинете. Мы выбираем удобное для нас с вами время, договариваемся сообщить друг другу, что перезвоним, если что-то изменится у нас в расписаниях. Я так подробно пишу, потому что знаю, как это не просто впервые пойти к психоаналитику, или психологу.

Консультирование on-line

Это возможность получить для себя психологическую помощь, необходимую психотерапию по скайпу. При включенной либо отключенной видеокамере.

Групповая терапия

Группанализ — форма консультирования, при которой специально созданная группа людей регулярно встречается под руководством группаналитика для разрешения внутренних конфликтов.

Супервизия

Супервизия - это форма взаимодействия коллег, для профессионального становления и развития психолога/психоаналитика, которая сочетает в себе три задачи - обучающую, консультационную и поддерживающую.

Бизнес-коуч

В это предложение я вкладываю два способа взаимодействия с заказчиком.

Обучение психоанализу

Подробно и с возможность посмотреть жизнь нашего коллектива – Добро пожаловать в Новосибирский Институт Группового Анализа!